Добро пожаловать
на БАМ!
Жильё

Быт

-
Бамовские населённые пункты состояли из времянок, капитального жилья и самостроя.
Временные строения образовывали целые микрорайоны и посёлки, находившиеся на расстоянии нескольких километров друг от друга.
В каждом временном поселении существовала своя социальная инфраструктура: магазин, клуб или дом культуры и спортивный зал.
Листайте
05
00 000
кв. м человек
Общая площадь социальной
инфраструктуры БАМа
Проживало на территории БАМа на конец 1980-х годов
1 000 000
кв. м Общая площадь социальной
инфраструктуры БАМа
1 500 000
человек Проживало на территории БАМа на конец 1980-х годов
45
городов и посёлков построено
В самом начале строительства новоприбывшие жили в палатках, затем в вагончиках, потом они получали место в общежитии или комнаты во времянке.

Молодым семьям со временем давали отдельную квартиру в постоянном строении.

При получении жилья действовала рабочая иерархия. Приоритет отдавался представителям сложных профессий: тоннельщикам и мостовикам.

Листайте
Первым жилищем приехавших на БАМ были армейские палатки.
Бамовские палатки не были похожи на туристические: они были утеплёнными, с деревянным основанием.
Для сохранения тепла делали «завалинки» — насыпи вокруг наружных стен. Внутри палаток стояли двухъярусные койки.
20—40
рабочих проживали в одной палатке
Еду готовили в отдельной палатке, называемой «котлопункт».
Также отдельную палатку могли выделить под баню. Были палатки улучшенной планировки для семейного проживания. Помещение обычно делилось на десять отдельных комнат — по одной на семью. К началу 1980-х годов палаточный быт остался только в романтических воспоминаниях как обязательная часть суровых будней первых лет строительства.
Листайте
Печь-буржуйка Чтобы палатка не остывала, огонь в печке приходилось поддерживать всё время. Дымоход шёл через всю палатку.
Гидроизоляция Первое, чему учили новоприбывших, — не задевать стенки палатки: в местах надавливания быстро скапливалась вода и просачивалась внутрь.
Дверь в палатку Двери могли запираться на ключ, но замки почти не использовали.
Интерьер
Специально оборудованные вагончики обычно состояли из двух разделённых жилых половинок. Между ними стояла кирпичная печь для обогрева и готовки.
В вагончиках устраивали столовые и фельдшерские пункты.
Для отопления вагончиков ставили водяной котёл, реже электрический калорифер. К вагончикам делали пристройки вроде тамбура и большой веранды, где могли устроить баню. В военный городок при Тынде привезли баню-вагончик, специально сделанную на заводе, но она быстро вышла из строя.
Листайте
В 1976 году экспериментальный Волоколамский завод прислал на БАМ девять цистерн, приспособленных под жильё.
В них были прорезаны двери и окна, сделано утепление.
3,2 мдиаметр 10 мдлина
Бочки были окрашены в оранжево-красные цвета.
В Тынде появилась целая улица, состоящая из таких цистерн. Жители города называли её «улицей Диогена». Это была самая красочная улица в городе.
Столик Подобные столы устанавливались в вагонах-ресторанах поездов.
Обстановка В цистерне были четыре кровати и столько же тумбочек, маленькая кухня и стол.
Пространство Жилая площадь цистерны составляла примерно 30 кв. м.
Интерьер
Когда транспортная коммуникация была уже относительно выстроена, во временных посёлках начали строить сборные здания из деревянных щитов по финской технологии.
Эти строения были просторными, быстро и легко собирались и разбирались. Щиты состояли из двух листов фанеры, между которыми для утепления прокладывалось стекловолокно. Из щитов строили жилые дома, общежития, школы, больницы, клубы, магазины. 
В народе такие постройки прозвали «щитовухами» или «крупно-щелевыми»: иногда материал был бракованным или портился из-за долгой перевозки. Со временем это сказывалось на качестве домов.
Жилплощадь зависела от типа дома: 12, 15, 18 или 20 м²
Внутри «щитовух» были сквозные продольные коридоры, в которых с двух сторон располагались комнаты для жилья. Бамовцы называли такие комнаты квартирами, а дома — бараками.
В «щитовухе» две квартиры располагались с торцов и ещё две — в середине.
Везде было центральное отопление. В некоторых домах была только холодная вода, а общий туалет находился на улице. Другие дома были с горячей водой и подсоединены к канализации. Рядом с домом жильцы могли разбить огород и поставить теплицы.
В щитовых домах квартирного типа были отдельные уличные входы для жильцов каждой квартиры.

Когда во второй половине 1980-х проблема дефицита жилья стала менее острой, жители бараков начали самовольно занимать пустующие комнаты и прорубать отдельные входы.

Самая большая волна переселения в щитовые дома пришлась на середину — вторую половину 1980-х годов.
Приоритет при распределении жилья отдавали высококвалифицированным специалистам, инженерно-техническим работникам и строителям с большим трудовым стажем.
Проблему нехватки жилья бамовцам часто приходилось решать самостоятельно: они занимались самостроем — возводили так называемые «нахаловки».
Балок
Небольшой сруб из брёвен 2 × 2 или 
2,5 × 2,5 м
Чаще всего балки использовались как бытовки, чтобы согреться и переодеться. Для транспортировки их ставили на полозья из труб. К месту работ балки перевозили бульдозерами.
«Засыпуха»
«Засыпухами» называли дома с двойными дощатыми стенами
Между стенами для тепла насыпали опилки или другой дешёвый утеплитель.
«Жирные ряды»
Жильё из деревянного бруса считалось самым тёплым и комфортным
Однако из-за отсутствия собственного деревообрабатывающего производства и негласного запрета на рубку леса такие дома обходились дорого.
Постоянное жильё могло быть кирпичным, панельным или брусовым.
Брусовое жильё тоже считалось капитальным, поскольку срок службы таких домов был долгим. Из бруса возводили двухэтажные строения по типу общежития.
Чаще всего общежития на БАМе строились для мужчин, приехавших без семей.
Комнаты могли быть двух-, трёх- и четырёхместными. В общежитиях были кухня, туалет, комната отдыха, раздевалки, а иногда — прачечная, сушка для рабочей одежды и душевая.
Быт общежитий отличался от условий бараков: в коридорах лежали ковровые дорожки, каждый день проводили уборку.
За общежитиями закреплялся штат работников: уборщиц, вахтёров и комендантов.
Все строительные материалы и оборудование для подшефного города или станционного посёлка поставлялись строго из патронажного города, региона или республики.
Это отражалось на сроках и качестве строительства. Особенно быстро оно шло в городе Тынде — «столице» БАМа, над которой шефствовала Москва. От закладки фундамента до сдачи дома могло пройти полтора-два месяца.
Все объекты возводились с учётом высокой сейсмичности и сильного ветра.
Устойчивость домов была рассчитана на землетрясения от 5 до 7 баллов. Для каждого региона стройки составлялись отдельные сейсмологические карты.
В Тынде были построены дома типовых серий от Первого домостроительного комбината (ДСК-1).
городов
охватывала география
 строительства ДСК-1

Панели для типовых домов в Тынде делали с утеплением: оконные рамы изготавливались с тройным остеклением, полы в комнатах утеплялись войлоком.

Площадь квартир была стандартная: однокомнатная — 33,6 м², двухкомнатная — 44–46 м², трёхкомнатная — 70 м². Школы на 1 000 учащихся и детские сады на 240 детей строились по московским проектам.

Работники бригады головного ремонтно-восстановительного поезда ГОРЕМ-28 жили на колёсах в прямом смысле слова.
Чтобы не тратить время на переезды, они собрали специальный состав из списанных вагонов, который прозвали бронепоездом. В купе размещалось по два человека, семейным предоставлялись индивидуальные купе.
В поезде были:
  • котлопункт
  • раздевалка
  • кинозал
  • столовая
  • сушилка
  • переговорная
  • бытовка
  • баня
  • дискотека
Норма жилья на БАМе составляла 10 м² на человека во временном жилье и 7,9 м² в постоянном.
В остальном СССР действовала норма жилья 18,2 м² на человека.
Вначале выражение «получить однокомнатную квартиру» означало заселиться в комнату в бараке.
Комнату можно было разделить перегородкой, и «однушка» превращалась в двухкомнатную.
В Тынде есть уникальные 16-этажные дома с сейсмоустойчивым фундаментом, построенные по японскому проекту.
Строителям БАМа приходилось жить и работать в труднейших условиях дикой тайги.
Поэтому государство предоставляло бамовцам высокую зарплату, доступ к дефицитным товарам и другие материальные стимулы.
Листайте
Средняя зарплата в СССР в 1975 году составляла 146 рублей в месяц. Работники БАМа могли получать до десяти раз больше.
Как такое стало возможным?
332 Рубля
средняя зарплата на БАМе
На БАМе действовали десятипроцентная северная надбавка, подъёмное пособие и дополнительные надбавки за разные виды работ.
По воспоминаниям участников, потолок заработной платы для механизаторов был около 1 000 рублей в месяц, а у мостовиков — больше 1 000 рублей.
БАМ отлично снабжался продуктами и дефицитными товарами.
Распределением и доставкой занимался ОРС — Отдел рабочего снабжения.
Главной задачей организации было бытовое и продуктовое обслуживание работников в отдалённых регионах, где отсутствовала нормальная розничная сеть Министерства торговли.
50 000
книг привезли на БАМ
В ОРСовских магазинах можно было купить даже такие экзотические вещи, как китайские яблоки и ананасы, а также овощи, колбасы, вина и консервы без обязательных для того времени очередей.
Листайте
Вокруг жилья бамовцы разбивали огороды.
Ставили теплицы с помидорами, огурцами и перцами. Морковь и картошку выращивали в открытом грунте.
Неотъемлемой частью жизни бамовцев была охота, рыбалка, сбор грибов и ягод в тайге.
Первой созревала жимолость, затем собирали бруснику, голубику и моховку.
У работников БАМа был доступ к широкому ассортименту товаров: от качественной бытовой техники до немецкой обуви.
Дефицитные товары поставлялись напрямую из стран социалисти­ческого блока:
  • Венгрии
  • Польши
  • Китая
  • Болгарии
  • ГДР
  • а так же Индии
Некоторые магазины были доступны для всех, другие — только для работников БАМа.
Листайте
Бамовцы посылали своим семьям кофе, кримплен, японский шёлк, немецкие и китайские сервизы.
В ответ на БАМ отправлялись щедрые посылки из шефствующих южных республик: Армянской, Грузинской и Азербайджанской ССР.

Например, на праздничном новогоднем столе на станции Ния могли оказаться чурчхела и мандарины из Закавказья.

Из отпуска в тёплых краях везли свежие фрукты, из поездок на Дальний Восток — икру и рыбу.

Раз в полгода бамовцы получали новый комплект спецодежды.
Жёны работников передвижной бригады шили одежду сами, как и многие другие жительницы Советского Союза.
В июле 1974 года было заключено Генеральное соглашение о поставках Южно-Якутских коксующихся углей из СССР в Японию. В ответ БАМ получил японское снабжение. В Тынде, Нагорном и Золотинке можно было купить импортные зимние сапоги, ковры, куртки и зонтики.
Листайте
Пункты бытового обслуживания или дома быта были в любом населённом пункте БАМа.

В небольших посёлках открывались торгово-общественные центры с различными услугами. Для отдалённых посёлков существовало выездное обслуживание. В бамовских магазинах продавалось много красивых тканей, поэтому услуги швейных мастерских при домах быта всегда пользовались огромным спросом.

Листайте
Улучшенное снабжение касалось не только продуктов питания и бытовых товаров.
На БАМ привозили последние кинофильмы, в магазинах и библиотеках был широкий выбор книг.
В населённых пунктах открывались молодёжные кафе. На дискотеках звучали последние музыкальные новинки, в том числе и зарубежные. На фотохронике БАМа можно увидеть пластинки группы АВВА.
Листайте
Многие ехали на БАМ по зову сердца.
Кто‑то искренне мечтал построить светлое будущее, других привлекала романтика дикого края, а третьи бежали от привычных будней, чтобы реализовать себя.
Те, для кого основной мотивацией была высокая зарплата и доступ к дефицитным товарам, достаточно быстро возвращались обратно.
На БАМ приезжали тысячи молодых людей с романтической мечтой о покорении тайги.
Молодому поколению это строительство позволило оказаться в принципиально ином мире и самостоятельно построить новую жизнь.
Здесь сформировалась уникальная культура, особенно ярко проявлявшаяся в том, как бамовцы проводили свободное время.
Листайте
Романтика дальних походов всегда ассоциировалась с песнями у костра.
Авторская песня объединяла людей и создавала доверительную атмосферу.
Образ бородатого геолога или туриста с гитарой прочно вошёл в культурный код нескольких советских поколений. С музыкой работать и жить было легче. Появилось направление «бамовская авторская песня». Её сюжетами стали трудовые будни, походная жизнь и величие тайги.
Листайте
8 000
гитар было продано по всей
линии БАМа к лету 1976 года
Комсомольский штаб решил организовать музыкальный фестиваль в неофициальной
столице края Тынде.
Инициатором бардовского движения стала Татьяна Денисова, лауреат Грушинского фестиваля.
Она приехала на строительство в составе первого отряда «Московский комсомолец» в 1974 году. Писатель Юрий Нагибин посвятил ей один из своих рассказов про БАМ.
Листайте
1976 9 октября
первый музыкальный фестиваль
БАМа «Огни магистрали»
На фестиваль прибыли исполнители из Москвы, Куйбышева, Арсеньева, Владивостока, Иркутска, Ангарска и 192 музыканта с разных участков БАМа.
Листайте
Фестиваль проходил ежегодно до 1989 года.
Каждый год отличался от предыдущего: например, в 1977 году приехало так много участников, что концертную площадку пришлось перенести на поляну около сопки. В итоге сопку так и назвали — Фестивальной. А четвёртые «Огни магистрали» открывал американский певец, большой поклонник СССР и БАМа Дин Рид.
Листайте
Формат мероприятия 
подразумевал участие вокально‑инструментальных ансамблей (ВИА) — советских аналогов рок-групп.
В отличие от бардовских коллективов, ВИА имели официальный статус и создавались при учреждениях культуры. Бамовские ансамбли выезжали с концертами на дальние участки строительства.
Практически в каждом населённом пункте БАМа были построены досугово-образовательные учреждения: дома культуры или клубы.
Значительная часть была открыта в 1976 году вместе с появлением основной городской инфраструктуры. Зачастую клубы становились одними из первых строений в поселении.
При клубах и ДК открывались музыкальные, хоровые, танцевальные и другие кружки художественной самодеятельности.
В разных городах и посёлках, в зависимости от шефства, был свой национальный колорит. Например, в городе Новый Ургал (шефство УССР) работал кружок народных украинских танцев, а в посёлке Ния (шефство ГССР) организовали грузинский хор.
Листайте
Театральная самодеятельность была ещё одной важной особенностью культуры строителей БАМа.
Помимо любительских коллективов, здесь давали представления профессиональные труппы, например, ленинградский театр «Суббота» и московский «Современник».
Листайте
Первый театральный проект открыл в посёлке Звёздный 
23-летний режиссёр 
Анатолий Байков, приехавший на БАМ из Костромской области в конце октября 1974 года.
В 1976 году его театр получил звание «Народный».
Первым спектаклем театра Байкова стала «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева. В мае 1975 года состоялась премьера «Города на заре» по пьесе Алексея Арбузова, посвящённой строительству Комсомольска-на-Амуре. Все актёры были любителями, трудящимися на БАМе. После премьерного спектакля Байков ушёл работать в бригаду.
Листайте
В апреле 1978 года был заключён договор о совместной работе и шефстве над БАМом комсомольской организации Государственного академического Большого театра СССР и Кремлёвского Дворца съездов.
Листайте
Агитпоезда в послереволюционные годы использовали как передвижные библиотеки и для пропаганды новой власти.
На БАМ они отправлялись для культурной поддержки работников. Первый такой поезд «Комсомольская правда» отправился в Тынду осенью 1975 года.
500
тысяч километров прошёл
агитпоезд по баму
В поезде был читальный зал и клубный вагон для показа фильмов, проведения лекций и концертов.
За первый год состав «Комсомольская правда» прошёл 40 тысяч километров по строящейся магистрали. Всего за время культурного шефства поезд проехал по БАМу более 500 тысяч километров.
БАМу повезло с культурной жизнью. Сюда приезжали самые популярные советские исполнители: Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, ВИА «Самоцветы», «Орфей» и «Песняры».

Благодаря таким гастролям на советской эстраде появлялись песни про БАМ. Концертные бригады артистов регулярно выезжали на различные участки магистрали.

Строителям читали лекции по истории развития советского оперного и хореографического искусства. Клубам и домам культуры высылали недостающее театральное оборудование.

Листайте
Главные праздники БАМа были связаны с транспортом и строительством.
В первое воскресенье августа отмечали
 День железнодорожника, во второе воскресенье —
 День строителя. Оба дня были выходными.
Праздновали важные трудовые события: завершение укладки участков железной дороги, окончание строительства тоннеля. Самой важной датой стало 29 сентября 1984 года — день золотой стыковки в Балбухте, когда были соединены Западный и Восточный участки БАМа.
Листайте
Спорт был неотъемлемой частью жизни БАМа.
Проводились дружеские матчи, зимние и летние спартакиады (соревнования по нескольким видам спорта) и велопробеги, например, «Большое кольцо Западного БАМа». Огромной популярностью пользовались лыжи и хоккей.
Листайте
На БАМе активно развивался спортивный и профессиональный туризм: пеший, лыжный, горный и водный.
В населённых пунктах появились турклубы. 
Благодаря БАМу туристы со всей страны смогли попасть в недоступные ранее горные территории Саян и Северного Прибайкалья.
Листайте
Некоторые походы достигали максимальной — шестой — категории сложности.
Проводились туристические соревнования по технике сплава на катамаранах и байдарках.
Листайте
В Тынде праздники проводились на стадионе
Концерты часто совмещали со спортивными соревнованиями стройотрядов. Большой популярностью пользовались конкурсы со строительной спецификой, например, участник забивал «костыль» в шпалу.
На БАМ приезжало множество знаменитостей
Поэт Евгений Евтушенко, актёры Анатолий Кузнецов и Николай Крючков, композитор Владимир Шаинский, спортсмены Лев Яшин, Алексей Третьяк и Леонид Жаботинский.
Высшая точка Кодарского хребта получила название «БАМ»
На этот пик поднимались бамовские альпинисты.
Вместе с железной дорогой создавалась и медицина БАМа.
Суровые условия региона, опасная и тяжёлая работа, огромное число тружеников и резкий рост рождаемости — всё это требовало медицинского сопровождения.
Листайте
4 200 км
протяжённость медицинской
инфраструктуры БАМа
За медицину на БАМе отвечали три ведомства:
Листайте
Министерство путей сообщения
обслуживало строителей и железнодорожников
Министерство здравоохранения
курировало территориальную (местную) медицину
Министерство обороны СССР
обеспечивало медпомощь военным стройотрядам
Все три структуры действовали вместе, в первую очередь в экстренных ситуациях.
Лечебные учреждения нужно было создать вдоль всей магистрали на расстоянии более 3 000 км. А с появлением трёх соединительных линий
 общая протяжённость составила 4 200 км.
Медики шли первыми вместе со строителями. Врачам постоянно приходилось лечить пневмонию, обморожения и производственные травмы.
Сложнее всего приходилось на первых этапах, пока медицинская инфраструктура ещё не была развита.
Экстремальные климатические условия и удалённость от обжитых мест существенно осложняли оказание помощи.
В начале больных транспортировали на вертолётах и вездеходах. Затем операционные начали оборудовать при амбулаториях на линии магистрали.
Центром медицины БАМа
стала Тында.
Здесь находилась Дорожная больница, станция переливания крови и центр санэпиднадзора.
В систему врачебно-лечебных учреждений входила сеть санэпидемстанций на трассе, больницы на станциях Северобайкальск и Ургал, узловые и линейные больницы, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы).
Листайте
В 1974 году была оборудована больница в поезде. Вначале он находился на станции Сковородино и был рассчитан на 50 коек.
В 1975 году, когда рельсы пришли в Тынду, санитарный состав направили туда. Количество койко-мест увеличили до 150. В поезде было устроено терапевтическое и хирургическое отделения.
Листайте
Несмотря на все трудности, на БАМе была создана мощная система здравоохранения.
Здесь была самая низкая летальность по всей сети железных дорог.
Листайте
Все приезжающие на БАМ в обязательном порядке проходили тщательную медкомиссию
Самым главным было не допустить эпидемий.
Медики БАМа поддерживали связь с 56 научно-исследовательскими институтами
Здесь проходили заседания Академии наук по пребыванию человека в экстремальных условиях.
Неожиданной проблемой для врачей стал демографический взрыв
На БАМе была самая высокая рождаемость в СССР после Средней Азии.
Бамовские врачи лечили не только работников магистрали, но и местное коренное население.
За один только 1983 год медицинская авиация совершила 600 вылетов в эвенкийские посёлки.
Вокруг Байкало-Амурской магистрали сложилась отдельная транспортная инфраструктура.
Поскольку железную дорогу ещё только предстояло построить, бамовцы, чтобы добраться к местам строительства, использовали разную технику: наземную, водную и воздушную.
Листайте
Первым делом к местам строительства прокладывали автомобильные дороги. По ним возили материалы и людей.
За строительство дорог отвечали механизированные колонны.
В их составе были немецкие самосвалы «Магирус-Дойтц», японские бульдозеры «Комацу» и экскаваторы «Като», подъёмные краны и тракторы различных моделей. Вдоль трассы разрабатывались песчаные и скальные карьеры: для сохранения вечной мерзлоты вдоль железной дороги требовалось создать вентилируемую насыпь.
Листайте
По железной дороге курсировали рабочие поезда. Они состояли из платформы, на которой могли перевозить технику, вагона с людьми и вагонов с материалами.
Листайте
1977
год сдачи в постоянную эксплуатацию
первой линии БАМА
Регулярное железнодорожное и автобусное сообщение появились, когда были проложены рельсы и построены мосты.
В 1977 году сдана в постоянную эксплуатацию линия БАМа до Тынды, а в 1979 году появилась соединительная линия Тында — Беркакит.
Во время строительства БАМа реки и озёра превратили в полноценные транспортные пути.
В зависимости от задач, времени года и места использовался разный водный транспорт.
По озеру Байкал теплоход «Александр Невский» доставлял технику и материалы для строительства Северобайкальска.
Листайте
1961
год создания амфибии «Туполев А-3»
Большинство рек не были предназначены для нормального судоходства из-за своего горного характера. Летом для навигации использовали моторные лодки. Зимой передвигались на аэросанях-амфибиях «Туполев А-3».
Они также служили для доставки строителям почты с большой земли. Универсальное транспортное средство было создано конструкторским бюро имени Туполева.
Зимой основной дорогой во время активного строительства Тынды, будущего форпоста БАМ, становилась одноимённая река.
По замёрзшему льду на машинах везли всё необходимое.
Листайте
В некоторые населённые пункты БАМа, такие как посёлок Звёздный, из европейской части СССР изначально можно было попасть только на вертолёте.
Вертолёты забрасывали в тайгу комсомольских первопроходцев, доставляли почту и продукты, отвозили пациентов в больницу.
Листайте
В начале семидесятых, когда город Тында был ещё посёлком, местный аэропорт напоминал будку: внутри хватало места только для нескольких человек.
В 1979 году уже было налажено авиасообщение с Хабаровском, Благовещенском, Читой.

Аэропорт Тынды мог принимать только небольшие самолёты: самым крупным был 24-местный ЯК-40. Сажать лайнеры не позволяла полоса.

Часто для всех пассажиров не хватало места, поэтому на запад ехали по Транссибирской магистрали. От Тынды шёл автобус до станции Большой Невер на Транссибе.

Большие самолёты принимал Благовещенск и аэропорт Чульман в Якутии, находящийся на расстоянии более 200 километров от Тынды.

Первые строители БАМа шли на участок по зимникам или использовали вездеходы
Точный маршрут и пункты пересадок они, как правило, впервые узнавали, лишь оказавшись в отправной точке.
Лыжи были не только зимним видом спорта, но и средством передвижения
Они позволяли преодолевать расстояния в десятки километров по тайге.
В насёленных пунктах БАМа в качестве транспорта нередко можно было встретить эвенкийскую оленью упряжку
70 % населения БАМа составляла молодёжь до 30 лет.
Неудивительно, что на строительстве очень быстро появились новые семьи.
Строить магистраль приехало около полумиллиона человек со всего Советского Союза.
Листайте
лет
средний возраст
приехавших на БАМ
В архиве ЗАГСа города Тынды хранятся записи о шести тысячах зарегистрированных браков с 1974 по 1984 год.
Часто женились представители разных национальностей. На бамовских свадьбах танцевали лезгинку, гопак, польку, яблочко. Вскоре стали говорить, что здесь появилась новая национальность — «бамовец».
Листайте
6 000
браков зарегистрировано
в Тынде за десять лет
На свадебных фотографиях можно увидеть, как жених и невеста идут по железной дороге.
Или как жених несёт невесту на руках, поскольку вокруг
непролазная грязь.
Расписывали новобрачных в поселковых советах. Гуляния проходили в клубах или столовых.
Был случай, когда праздновали в красном уголке в общежитии. В качестве подарка молодожёнам могли подарить ключи от новой полностью меблированной квартиры.
Листайте
Сами бамовцы признавались, что холостым было гораздо тяжелее.
Продолжать работать и жить на БАМе оставались семейные пары. Те, кто не женился в течение двух лет, часто возвращались обратно.
В отдалённые населённые пункты сотрудники ЗАГСа прилетали на вертолёте
На БАМе сложилась особая традиция свадеб
Невеста в белом платье и фате могла приехать в ЗАГС на подножке легендарного самосвала «Магирус» или на вездеходе.
Никто не думал, что на БАМе появится столько детей.
Бамовцы давали официальную расписку, что в первый год не будут привозить семью. Но это часто игнорировалось.
Листайте
3 000
детей родилось в первые
годы стройки
На БАМе был один из самых высоких уровней рождаемости в СССР.
В 1976 году в ЗАГСе города Тынды было зарегистрировано 1 446 детей. Появился термин «дети БАМа».
Семейная жизнь на БАМе складывалась по‑разному. В первое время многие покидали стройку, как только появлялись дети.
Но по мере того, как бамовские посёлки
отстраивались и обрастали инфраструктурой,
всё больше семейных пар предпочитало оставаться
и растить детей здесь.
Детские образовательные учреждения начали включать в план застройки, но кадров и мест всё равно не хватало.
Поэтому бывшие ударницы стройки становились воспитательницами и педагогами, а в детсадовских группах и школьных классах могли заниматься ребята разного возраста.
Занятия юных бамовцев 
мало чем отличались 
от быта других советских детей.
Кружки при клубах и домах культуры, игры в классики и лапту летом, зимой — лыжи, санки и коньки.
И всё же особенности региона накладывали отпечаток. Для детей устраивали туристические походы, школьников учили навыкам выживания в тайге.
Листайте
Дети, выросшие в новых поселениях, практически не сталкивались с пожилыми людьми
Родители, воспитатели и преподаватели были почти одного возраста. Люди старшего поколения, бабушки и дедушки, жили на «большой земле».
Национальное шефство проявлялось и в традициях воспитания детей
В Новом Ургале, построенном с помощью Украинской ССР, был открыт детский сад «Гуцулочка». 
А в школе посёлка Ния, построенном Грузинской ССР, преподавали грузинский язык и организовали детский грузинский хор.